Весна 2009 года на российском рынке ЛКМ значительно отличается от сезонов прошлых лет. Последствия мирового кризиса, сказавшиеся на основных отраслях потребления ЛКМ, усугубились поздно начавшимся сезоном. И поэтому даже в марте, когда спрос на лакокрасочную продукцию традиционно возрастает, активность потребителей оставалась очень низкой.
Незначительные объемы реализации ЛКМ в России стали сдерживающим фактором для поставщиков краски: они не стали увеличивать стоимость продукции, несмотря на то что в начале марта практически все производители России подготовили прайс-листы с новыми более высокими ценами. Однако благодаря стабилизации курса рубля по отношению к доллару и евро в конце марта планы увеличения стоимости продукции были пересмотрены, и сейчас, в апреле, цена краски сохраняет показатели начала года.
Несмотря на то что стоимость лакокрасочных материалов в стране не изменилась спрос на них в апреле невысокий. Но при этом необходимо отметить, что сейчас он неодинаковый не только в региональном разрезе, но и по целевому назначению продукции.
Сейчас наиболее востребованной на рынке стала краска для внутренних отделочных работ. ЛКМ для наружных работ если и реализуются, то в незначительных объемах и в южном регионе страны. Кроме того, невысокий спрос на материалы для внешней отделки зданий отмечается и в больших городах центральной части РФ.
Несмотря на то что декоративные и ремонтно-строительные материалы востребованы на рынке, их объемы реализации намного ниже, чем в прошлом году. В зависимости от региона страны падение объемов продаж ЛКМ этой группы на протяжении I квартала 2009-го составило 15—40%. При этом необходимо отметить, что продукция некоторых производителей в начале года пользовалась даже большим спросом, чем в прошлом году. Поэтому сокращение производства ЛКМ произошло не на всех предприятиях отрасли, некоторые заводы смогли даже увеличить объемы выпуска продукции.
В начале 2009-го, как и в прошлом году, наибольшее снижение объемов реализации, и, как следствие, выпуска краски пришлось на органорастворимые материалы. Причем в начале года резко сократились продажи этой продукции не только декоративного и ремонтно-строительного назначения, но и индустриальной группы.
В сегменте ЛКМ промышленного назначения в 2009-м объемы продаж были минимальными на протяжении всего I квартала. И Сейчас — в апреле — ситуация если и изменилась, то незначительно. Более того, неодинаковые индексы развития отраслей промышленности обусловили различия в динамике изменения объемов потребления ЛКМ предприятиями каждой из них. Сейчас в минимальных объемах востребованы ЛКМ, использующиеся при покраске автодорожной техники и автомобилей, но при этом достаточно устойчивый спрос отмечается на ЛКМ, которые потребляются ремонтными заводами.
Низкий спрос на органорастворимую продукцию заставил производителей полу-фабрикатного лака не только работать при минимальной загрузке мощностей, но и сдерживать цены. Сейчас светлый лак отгружается потребителям по 36 ООО—37 ООО рублей за тонну с учетом НДС, а минимальная цена темных лаков составляет 34 500 рублей за тонну с учетом НДС. Более того, стабильная стоимость масла, скорее всего, обусловит отгрузки лака потребителям по нынешней цене как минимум до средины мая. Если в мае стоимость сырья для выпуска этой продукции не изменится, то лаковары не станут поднимать цены своей продукции и летом. Однако, если сырье начнет дорожать, то в мае следует ожидать и увеличения стоимости полуфабрикатных лаков.
Следует отметить, что сейчас лаковары работают при очень низкой рентабельности производства. Но увеличить стоимость готовой продукции они не могут, поскольку конкуренция на их рынке в этом году снова ужесточилась. Изменения, происходящие в ценовой структуре продукции, дают все основания предположить: из-за наращивания объемов производства краски сегмента «субэконом», на рынке будут востребованными дешевые лаки. Поэтому не исключено, что в 2009-м вырастут объемы ПФ-лака, произведенного на основе нефтеполимерных композиций, а не по классическим рецептурам. Такое развитие ситуации заставит сократить объемы выпуска тех заводах, которые производят лаки в соответствии с ГОСТами или ТУ и используют базовые компоненты. И чтобы этого не произошло, лаковары будут вынуждены сдерживать рост цен до тех пор, пока реализация лака не станет убыточной.
В апреле максимальный прирост объемов продаж приходится на ВД ЛКМ, однако и в этой группе материалов объемы предложения превалируют над спросом. Поэтому цены ВД ЛКМ остаются стабильными.
Вероятно, в ближайшее время объемы продаж ЛКМ в РФ вырастут, но однозначно они будут ниже, чем в апреле прошлого года. При этом, даже если активность потребителей будет достаточно высокой, цены алкидных ЛКМ не вырастут к