Во II квартале 2018 г. возможен рост цен на пигментный диоксид титана, но во втором полугодии глобальный баланс спроса и предложения должен выровняться, говорит Редж Адамс, основатель Artikol, агентства, специализирующегося на анализе рынка TiO2.
Перспективы для рынка TiO2 С точки зрения большинства поставщиков пигментного TiO2, ситуация на рынке намного лучше, чем была, например, 2 года назад. Мировой спрос увеличился на 4,4% в 2016 г. и на 5,3% в 2017 г., так что производители смогли управлять своими заводами с высокой загрузкой производственных мощностей (как правило, 90-100%), за исключением предприятий в Финляндии, Украине и Индии, которые серьезно пострадали из-за простоя. Излишние запасы, тормозившие развитие рынка, были сведены к более нормальному уровню, эквивалентному объемам продаж в течение 40-45 вместо 60-70 дней. В I квартале 2016 г. средняя реализованная цена продажи TiO2 на рынке США находилась на самом низком уровне (в реальном выражении) за 100 лет истории отрасли; но, шаг за шагом увеличиваясь каждый квартал, она выросла чуть более чем на 30%. За тот же период средняя цена на TiO2 в Северо-Западной Европеувеличилась почти на 70% в долларовом выражении, отчасти в результате более высокого обменного курса евро.
В какой степени события в Китае влияют на рынок TiO2?
На протяжении всей цепочки создания стоимости TiO2 одним из основных факторов, влияющих на предложение, спрос и цены в 2016-2017 гг., была неожиданная строгость китайских законов по борьбе с загрязнением окружающей среды. Это привело к закрытию ряда малых и средних предприятий, на которые приходилось 300 000 т/год пигментного TiO2 (более 8% от общего объема).
И в настоящее время борьба с загрязнением, конечно, влияет на некоторых крупных китайских производителей — им было предписано сократить загрузку мощностей, чтобы соответствовать правительственным рекомендациям по качеству воздуха для зимнего сезона 2017/2018 г.
Это привело к чистой «потере производства» порядка 90 000 т в I квартале 2018 г. Более жесткий баланс спроса и предложения в Китае в сочетании с высокими расходами на борьбу с загрязнением сопровождался более строгой политикой в отношении китайских экспортных цен на пигментный TiO2, что привело к сокращению экспорта TiO2 из Китая. За I квартал 2018 г. было отгружено 180 000 т против 250 000 т в IV квартале 2017 г. и 190 000 т в I квартале 2017 г.
Как будет развиваться рынок?
В 2018 и 2019 гг. ожидается продолжение синхронизированного макроэкономического роста по всем основным регионам: несмотря на общую неопределенность в политике, МВФ прогнозирует рост мирового ВВП на уровне 3,9% в год. Artikol прогнозирует мировой рост потребления TiO2 на уровне 4,8% в год в течение последующих 2 лет. После повышения цен в первой половине 2018 г. во второй части года глобальный баланс спроса и предложения должен прийти к равновесию, поскольку на экспортных рынках будет доступно больше китайского пигмента и ожидается рост производства у основных производителей.
Как повлияет на мировой рынок и рынок США предлагаемая в Европе классификация для TiO2?
Власти Евросоюза, отвечающие за установление стандартов здоровья и безопасности потребителей, серьезно рассматривают законопроекты, которые требуют, чтобы все продукты, содержащие TiO2, продаваемые в Евросоюзе (краски, оконные рамы из ПВХ, пакеты декоративного ламината и т.д.), имели этикетки со словами и значками, предупреждающими, что продукт содержит потенциальный канцероген.
Следует ли продвигать этот закон, решится в 2018 г., а директива по маркировке начнет действовать в 2019 г. Европейские производители красок и другие пользователи TiO2 опасаются, что новый режим маркировки может вызвать ненужные волнения у покупателей, приведя к падению продаж, росту затрат и расширению разрыва между ожиданиями потребителей и фактическими характеристиками продукта. Неевропейские торговые ассоциации внимательно следили за развитием законодательства в Европе: некоторые из них представили аргументы против необоснованной маркировки TiO2 на этапе общественных прений в рамках юридического процесса Евросоюза.
Пока нет признаков того, что Соединенные Штаты Америки, Канада или любая другая страна рассматривают законодательство о маркировке продукта, которое отрицательно повлияет на использование TiO2. Тем не менее в Калифорнии в 2011 г. действовало указание, что на некоторых косметических продуктах, содержащих TiO2, должны быть нанесены соответствующие предупреждающие надписи. После этого некоторые группы потребителей в Соединенных Штатах и в других регионах демонизировали TiO2, распространяя дезинформацию о том, что он вызывает рак, через СМИ, листовки и в социальных сетях. Чтобы свести к минимуму ущерб репутации бренда, несколько ведущих производителей кондитерских изделий в штате США (Dunkin Donuts, Mars, Mondelez и др.) внедрили политику удаления TiO2 как ингредиента из всех рецептур своих пищевых продуктов. В случае пищевых продуктов удаление или замещение TiO2 в качестве ингредиента существенно не влияет на вкус, внешний вид и срок годности продукта, но в случае с лакокрасочными материалами удаление или замена TiO2 очень негативно скажется на их эксплуатационных качествах. И конечно, такой шаг будет вызывать сильное потребительское сопротивление со стороны сектора DIY, профессиональных художников и декораторов, а также промышленных пользователей краски.
Таким образом, законодательство Евросоюза по канцерогенной классификации и маркировке TiO2 не окажет существенного влияния на рынок США в кратко- и среднесрочной перспективе. Однако, если регуляторы США решат следовать своим коллегам из Евросоюза и примут аналогичные правила по маркировке банок с краской или другой продукции, содержащей TiO2, это будет очень плохая новость для производителей TiO2 и лакокрасочных материалов.
ЕС Newsletter