Диоксид титана со склада в Москве

Нам доверяют
уже 25 лет

Постоянно на складе Низкие цены

Новости

О. М. Андруцкая

К сожалению, российская экономика по-прежнему находится в отрицательной зоне. Несмотря на то что правительство заявило о достижении «дна» экономического кризиса и что далее пойдет процесс восстановления, большинство аналитиков сейчас придерживается той точки зрения, что если российская экономика и выйдет из падения, то устойчиво заляжет на «дне», а анализ нынешней ситуации заставляет с осторожностью смотреть на прогноз Минэкономики, в котором говорится о падении ВВП по году на 2,6-2,8%.

В сентябре динамика спроса промышленных предприятий не претерпела принципиальных изменений ни по исходным, ни по очищенным от сезонности данным, свидетельствуют опросы Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара. Оба баланса сохраняют умеренные отрицательные значения: худшие, чем в 2014-м, но явно лучшие, чем в кризисные месяцы 2008-2009 гг. В химической промышленности чуть более 75% предприятий удовлетворены текущим спросом, обусловленным успехами импортозаме-щения. Примерно такой же результат получен и для цветной металлургии, добившейся хороших результатов на внешних рынках в условиях девальвации рубля. Самые скромные успехи зарегистрированы в промышленности строительных материалов, тяжело переживающей свертывание государственных мегапроектов, торможение инвестиционной активности предприятий и лихорадку жилищного строительства. Эксперты рынка утверждают, что до начала восстановления экономики и даже до возвращения ситуации начала 2014 г. еще ой как далеко.

ЛАКОКРАСОЧНАЯ ОТРАСЛЬ

В связи с общим состоянием экономики спад в лакокрасочной отрасли не является чем-то экстраординарным. Данные Росстата показывают, что производство лакокрасочных материалов (ЛКМ) снизилось (табл. 1), но не столь драматично, как во вторую половину 2008 и в 2009 гг. Тогда с октября по декабрь 2008 г. снижение производства составило 30-40%, в январе 2009 г. падение превысило 42%, причем наиболее ощутимо сократилось производство полуфабрикатных лаков, а наименее — водно-дисперсионных ЛКМ (см. ЛКМ № 4 за 2009 г.).

Как видно из таблицы 1, ситуация повторяется, только пока не столь остро: так же как и в 2009 г. производство водных материалов снизилось в меньшей степени, чем органоразбавляемых. В целом падение зафиксировано во всех основных группах ЛКМ, лишь «прочие» материалы опять показали рост. Но при более детальном анализе этого кода статистической отчетности, а в табл. 5 представлены наиболее крупные по объемам «прочих» /1КМ лакокрасочные компании, становится очевидно, что рост произошел не за счет выпуска продукции, которую мы традиционно считаем лакокрасочной. Напомним, что в эту группу, помимо сиккативов, масляных, художественных и порошковых красок, колеровочных паст и растворителей, входит производство ангобов, жидких люстров, стекло-эмалей и прочей аналогичной продукции.

Анализируя данные по предприятиям (табл. 2) нужно делать поправку на то, что цифры взяты из данных государственной статистики, а они не всегда совпадают с истинными показателями работы предприятия, но динамику (по-ложительную или отрицательную) по ним отследить можно.

Падение в группе водных материалов (табл. 3), большая часть которых относится к декоративным, во много связано с трудностями строительного сектора, о которых упоминалось в начале статьи, и снижением платежеспособности населения. Обращаясь к ситуации 2008-2009 гг., когда крупные игроки рынка фиксировали падение в премиум-сегменте в размере 40-50%, можно констатировать, что сейчас ситуация намного лучше. Кроме того, есть предприятия, значительно увеличившие объемы производства, например, входящее в первую десятку ООО «Мефферт Про-дакшн». Успехи есть и у других компаний, которые из-за более скромных объемов не отражены в таблице.

Производство ЖМ в неводной среде (табл. 4), а это в основном индустриальные краски, также, за редким исключением, демонстрирует отрицательные значения. Здесь успех или провал того или иного лакокрасочного предприятия зависит от состояния отрасли, потребляющей его материалы.

Данные, представленные в табл. 5 не вполне адекватно отражают ситуацию с выпуском «прочих» материалов, поскольку в число 142 предприятий, отчитывающихся по данному коду статистики, входит лишь 25 лакокрасочных предприятий, из которых мы выбрали тех, у кого более-менее крупные объемы производства. Наличие лакокрасочной продукции, причем в заметном количестве, не позволяет игнорировать группу «прочих» материалов при подсчете общего выпуска ЛКМ, хотя это вносит определенную долю погрешности. В связи с такой неразберихой в статотчетности предлагаю тем, кто заметил, что объемы производства компании отражены неверно, присылать в редакцию свои цифры, если вы готовы их обнародовать.

Подводя итог работы отрасли за 9 месяцев, можно констатировать, что в этом году ситуация хоть и не радужная, но пока не безнадежная — мы переживали и более сложные времена, и отрасль выжила.