Диоксид титана со склада в Москве

Нам доверяют
уже 25 лет

Постоянно на складе Низкие цены

Новости

01.06.2015
Новость хим.промышленности

О. М. Андруцкая

Хорошая новость заключается в том, что российская промышленность в I квартале 2015 г. удержалась от кризисного спада. Продажи продолжили восстановление после традиционного для января провала, правда, слабее, чем в прошлые годы. Очистка от сезонности показывает низкие темпы роста, но не кризисные, аналогичные темпы регистрировались опросами во второй половине 2012 г., отмечается в опросе Института Гайдара.

Однако бизнес сохраняет пессимистичные ожидания. Прогнозы продаж, по расчетам Института Гайдара, достигли +7 пунктов, хотя в прошлые годы они были на уровне +20. По оценкам аналитиков, ситуация в этом году будет развиваться по следующему сценарию: наибольшее сжатие произойдет в отраслях инвестиционного спроса, в основе которых — машиностроение. Менее глубоко упадут лесная и химическая отрасли, а также, возможно, металлургия, ориентированные на промежуточный спрос. Сохранят свои прошлогодние позиции нефтяники и электроэнергетики. Заметный рост объемов производства будет в пищевой промышленности.

Промышленное производство, несмотря на слабый рубль, по-прежнему страдает анемией. Инвестиции, которые и так уже заметно снизили свою долю в ВВП страны, продолжили стремительно падать, и в марте снижение составило 5,3% в годовом исчислении. Активность в реальном секторе экономики в I квартале 2015 г. была такова, что ВВП, который неожиданно вырос в конце 2014 г., упал на 2,2%.

ЛАКОКРАСОЧНАЯ ОТРАСЛЬ

I квартал для лакокрасочной отрасли был довольно позитивным: отмечалось увеличение отгрузок как декоративных, так и промышленных лакокрасочных материалов (ЛКМ) преимущественно на склады дилеров и дистрибьютеров, пополнявших запасы перед началом сезона. Данные по производству ЛКМ в I квартале представлены в таблице 1.

Как следует из данных, приведенных в таблице 1, в I квартале производство водных ЛКМ немного опережает выпуск органоразбавляемых материалов, хотя непосредственно в марте ситуация была прямо противоположной.

В общем объеме производства тройка лидеров сохранила свои позиции, а среди первой, по итогам -2014 г., пятерки уже произошли изменения: на более^ высокую строку перешли ООО «МЕФФЕРТ ИНВЕСТ» и ОАО «Русские краски», слегка потеснив ЗАО «АВС Фарбен» и ЗАО «ДЕКАРТ». Впрочем, окончательные выводы делать рано, мы еще только в начале сезона, да и данные Росстата порой вызывают недоумение, особенно те, которые касаются раздела «Прочие».

В этом году совершенно неожиданно ЗАО «ЭМ-ПИЛС» в отчетности Росстата фигурирует в разделе «Прочие» (табл. 5). Учитывая, что это предприятие в основном выпускает органоразбавляемые материалы, по логике, оно должно возглавить таблицу 4. Более того, в таблице 1 итоговая цифра по основным группам тоже должна увеличиться. С огорчением должна констатировать, что код 24.30.2 вносит путаницу в реальную картину, ведь у первой четверки предприятий (табл. 5) довольно существенные объемы, которые влияют на общий объем производства и позицию в рейтинге. Но, как говорится, другой государственной статистики у нас нет.

Среди факторов, по мнению руководителей, сдерживающих рост производства, преобладают недостаточный спрос на продукцию предприятий на внутреннем рынке, неопределенность экономической ситуации, высокий уровень налогообложения и сохранение инфляционного давления. Доходы потребителей уменьшились — лакокрасочные компании уже отметили снижение среднего чека, а это значит, что ценовая конкуренция в этом году ужесточится.

На состоявшемся 1 апреля 2015 г. IV международном деловом форуме «Проблемы и перспективы развития рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY» генеральный директор компании «АкзоНобель Декор» Кирилл Лисеев спрогнозировал, что в 2015 г. рынок в основном ждет снижение, но в зависимости от географии динамика может меняться: «Сетевой канал в Москве, по нашим прогнозам, пострадает наименьшим образом, и мы рассчитываем, что он будет расти в рублевом эквиваленте, несмотря на все трудности. Впрочем, не исключаю, что вторая половина года

будет тяжелей, и 2016 г. будет для нашей индустрии более трудным, чем 2015 г.». В заключение Кирилл Лисеев отметил, что самые большие риски в сложившейся ситуации — это дальнейшее усиление конкуренции и ценовые войны. «Необходимо меньше энергии тратить на борьбу друг с другом и больше на то, чтобы привлекать покупателя, стараться идти от противостояния к сотрудничеству, — отметил он. — От этого выиграет и производитель, и конечный пользователь, и ритейлер, потому что он в конечном итоге будет увеличивать свою категорию». И с этим трудно не согласиться.