Диоксид титана со склада в Москве

Нам доверяют
уже 25 лет

Постоянно на складе Низкие цены

Новости

02.12.2014
Новость хим.промышленности

В 2014 году для многих игроков лакокрасочного рынка основной целью было не увеличение продаж, а сохранение доли продукции на прежнем уровне. Общая проблема для всех - доходность бизнеса снижается. Влияние негативных факторов отмечали как производители ЛКМ, так и поставщики сырья для их выпуска.

РОСТ - ПОНЯТИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ

Водно-дисперсионный, в отличие от других сегментов лакокрасочного рынка, в прошлые годы демонстрировал прирост. Тем не менее, в 2014-м он не расширился. Причина этого -сокращение импорта ВД ЛКМ в этом году. Однако снижение объемов ввоза было нивелировано увеличением выпуска ВД ЛКМ на российских предприятиях. Причем прирост производства отмечался как в натуральном выражении, так и в рублях. В сложившихся условиях этот результат можно считать хорошим. Однако если учесть инфляцию, рост тарифов на водо- и энергообеспечение, а также удорожание сырьевых компонентов, то ситуация меняется. Реальный прирост производства по результатам I полугодия в рублях гораздо ниже номинального - менее 1%. В 2013 году этот показатель составлял не менее 10%. Из этого следует вывод, что темпы роста прибыльности выпуска ВД ЛКМ снизились.

Ситуация усугубляется тем, что и без того острая ценовая конкуренция на рынке ежегодно ужесточается. В сложившихся экономических условиях цена по-прежнему является наиболее важным фактором при выборе краски. Отечественные производители вынуждены жестко контролировать изменения себестоимости продукции, поэтому не удивительно, что при выборе поставщика сырья определяющим фактором для них является именно цена. В условиях жесткой конкуренции поставщики сырья были вынуждены прикладывать дополнительные усилия для сохранения клиентской базы: расширять свой портфель более дешевыми компонентами, находить альтернативу традиционным, а иногда и сдерживать рост цен даже в ущерб рентабельности продаж.

РЫНОК ЛКМ НА КОНДСМОЛАХ СТАБИЛЬНО СУЖАЕТСЯ

Российский рынок органорастворимых ЛКМ сужается уже не первый год подряд, и 2014-й не стал исключением из этого правила. Сокращался не только выпуск продукции на отечественных предприятиях, но и импорт. Потребительская активность на лакокрасочном рынке в этом году снизилась, а процесс замещения органорастворимых ЛКМ водно-дисперсионны-ми в декоративном сегменте по-прежнему продолжается. Наибольшую долю в структуре рынка органорастворимых материалов по-прежнему занимает низкомаржинальная продукция классов "эконом" и "субэконом". Конкуренция в этом сегменте постоянно обостряется. Вследствие этого производители вынуждены оптимизировать качество продукции.

Поскольку рынок ПФ-лака напрямую зависит от ситуации в сегменте органорастворимых материалов, потребление первого также уменьшалось. Однако сокращение закупок ПФ-лака было более значительным, чем снижение объемов выпуска ЛКМ на кон-дсмолах. Причина этого - удешевление рецептур органорастворимой продукции, которое негативно сказывается на объемах потребления связующего. Острая конкуренция поставщиков ПФ-лака вынуждает их работать с низкой рентабельностью.

Однако есть и положительные моменты. Производители ЛКМ на кондсмолах, которые планируют долго работать на этом рынке, уже сейчас начали управлять ассортиментом, дополняя классические ПФ-115 продукцией со специальными свойствами. Это в свою очередь будет способствовать наращиванию выпуска модифицированных лаков с более высокой маржинальностью. Однако каковы будут темпы этого процесса - время покажет.

РЕАЛЬНОГО РОСТА ПРИБЫЛИ, КАКОЙ БЫЛ В ПРОШЛЫЕ ГОДЫ, НЕТ

Маржинальность по дисперсиям ежегодно снижается, это верно и для производителей, и для трейдеров. Когда производитель дисперсий поднимает цену, мы, как трейдеры, не всегда можем ретранслировать на потребителя повышение на соответствующую величину. Как правило, увеличение стоимости продуктов для наших заказчиков будет менее значительным. Похожая ситуация и у российского производителя. Когда дорожает сырье, он может увеличить стоимость дисперсий только через месяц-два (это уже приносит убытки), и не для всех потребителей получается поднять цену на соответствующую величину.

В этом году формально мы цены не поднимали. Стоимость импортных компонентов в прайсе зафиксирована в валюте, и она не менялась. Однако для конечного потребителя она выросла. Повышение цены сложилось автоматически из-за изменения курса рубля относительно евро и доллара. Несмотря на это, мы находимся в относительно выигрышной позиции. Ситуация на рынке сырья РФ сложилась так, что российский поставщик ориентирован на массовый сегмент и, в первую очередь, продукции класса "эконом". Мы больше ориентируемся на продукты специального назначения. Поэтому значительного сокращения реализации сырьевых компонентов в этом году по сравнению с прошлым мы не видим, к нашему счастью и сожалению российских производителей. Отечественные поставщики пока не могут создать продукт со специальными свойствами, который бы полностью удовлетворял производителей ЛКМ. Мы продаем ряд эксклюзивных сырьевых компонентов, которых нет в России, а есть они только у мировых конкурентов, таких, как BASF, "Dow", "Arkema". Соответственно, мы конкурируем на этом поле. Дальнейшую ситуацию на российском рынке тяжело прогнозировать. По моему мнению, прирост прибыли на рынке по сравнению с прошлым годом так и будет в районе нулевой отметки с незначительными колебаниями. Если брать по продуктам "Dow", то у нас есть незначительный прирост. Однако таких темпов реального роста прибыли, какие отмечались в прошлые годы, нет.

КОНКУРЕНЦИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ДИСПЕРСИЙ ОБОСТРЯЕТСЯ И БУДЕТ УСИЛИВАТЬСЯ И ВПРЕДЬ

Рынок ВД ЛКМ развивается, и к этому есть все предпосылки. Процесс замещения органорастворимых ЛКМ водно-дисперсионными в декоративном сегменте продолжается, в том числе производители индустриальных ЛКМ пытаются отрабатывать технологию производства на воде, используя водные алкиды либо акрилсодержащие дисперсии. Работа в этом направлении ведется. Перспективы рынка должны быть хорошими, и они будут. То, что спрос у нас снижается уже второй год подряд - это факт, подтверждаемый статистикой.

И в рознице также наметились ка-кие-то проблемы. Тем не менее, потенциал все равно есть.

Ситуация на лакокрасочном рынке стала более сложной. Как производитель водных дисперсий могу сказать, что действительно нет того прироста объемов реализации, которые были еще два-три года назад. Помимо этого снижается рентабельность бизнеса. У нас отмечается снижение ее коэффициента уже третий год подряд. До осени прошлого года мы конкурировали с "Dow Chemicals" -са-мым сильным игроком на российском дисперсионном лакокрасочном рынке. Мы пытались ориентироваться на их ценовую стратегию и практически не конкурировали с другими российскими производителями. Но теперь жизнь заставляет в силу того, что мы запустили вторую достаточно крупную производственную линию. Сейчас у нас мощность -40 тыс. тонн в год, и производственные линии надо загружать. Мы тоже меняем ценовую стратегию, чтобы конкурировать и с российскими производителями. Конкуренция на рынке дисперсий РФ обостряется и будет ужесточаться впредь. Кроме того, поставщики турецких дисперсий на российский рынок, активность которых в прошлом году была низкой, сейчас активизировались и готовы продавать продукцию по более низким ценам. Это тоже обостряет конкуренцию и заставляет игроков российского рынка дисперсий более значительно снижать свою цену. Но есть предел, рентабельность тоже не резиновая. Если она все время снижается, то нам в итоге тоже будет плохо. Если говорить о нашей компании, то прирост есть и в объемах, и выручке примерно 10%. Но не могу сказать, что причиной этого является увеличение совокупного объема выпуска ВД JIKM в РФ в этом году. Возможно, рост был за счет вытеснения конкурентов. В этот раз счастье улыбнулось нам, в следующий раз улыбнется кому-то еще.

СЕЗОН 2014 ГОДА БЫЛ СЛОЖНЫМ, НО ЗАКОНОМЕРНЫМ

Если можно говорить о каком-то приросте емкости рынка ВД ЛКМ в этом году, то, безусловно, небольшом. Платежеспособность наших клиентов снизилась, однако эта проблема возникла не внезапно и не в этом году. В целом 2014-й был достаточно сложным для нас как для поставщика импортных дисперсий.

Однако, при этом, достаточно закономерным. На спрос на импортные дисперсии влияет множество факторов. Это и ситуация с курсом национальной валюты, и конъюнктура рынка мономеров, что, в конечном счёте, формирует стоимость дисперсии. И, несмотря на непредсказуемость макроэкономической (и политической) обстановки, общая ёмкость российского рынка сильно не изменилась. По крайней мере, пока.

Единственное, на что хотел бы обратить внимание, - в этом году был неплохой шанс увеличить долю рынка у поставщиков винил ацетатных продуктов. В его начале рыночная ситуация в мире складывалась так, что линейки дисперсий сополимера винил ацетата с версататами, этиленом были по цене интереснее, чем старо л-акриловые . Но возникновение дефицита мономера в Европе и проблемы на заводе в России резко взвинтили стоимость винил ацетата и сделали продукты на его основе менее экономически привлекательными. И окончательно усугубило ситуацию на этом рынке прекращение поставок винил ацетата из Украины.

Думаю, что до конца этого сезона и в начале следующего каких-либо острых скачков цен дисперсий не будет, в частности пока нет поводов для резкого изменения стоимости стирол-акри-ловых дисперсий. Делать прогнозы на следующий год достаточно сложно -практика покажет. Я могу предположить, что, если ситуация в стране не усугубится, то картина на лакокрасочном рынке будет ровной.

ШАНС ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОРАСТВОРИМЫХ ЛКМ - В ИМП0РТ03АМЕЩЕНИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Последние годы демонстрируют, что выпуск органоразбавимых материалов в том варианте, в котором он существует у нас в стране, в большинстве случаев не залог успеха, а тупиковая ветвь. Львиная доля рынка органоразбавимых материалов - это не ПФ-115, а алкидные материалы ценовых сегментов "эконом" и "субэконом". В этих сегментах достичь успеха достаточно сложно из-за очень жесткой конкуренции. Достаточно 10 предприятий на всю Россию, которые бы выпускали такую продукцию и удовлетворяли потребность в ней. Если говорить о сегменте продукции более высокого качества, то в нем сейчас есть реальный шанс для отечественных производителей. В первую очередь он заключается в импортоза-мещении, в частности в сегменте промышленных материалов. К этому есть все предпосылки, а также условия. Многие продукты уже разработаны, испытаны, только нужно производить, было бы желание. И, естественно, содействие законодательных органов и министерств. Помимо этого, необходимо обеспечение соответствующей сырьевой базой. Например, чтобы лаковары предоставляли широкий выбор модифицированных алкидных смол, не только те, которые мы уже знаем много лет (например, уралкиды), но и более новые (модифицированные винилтолуолом, водоразбави-мые алкиды и пр.) В этом я вижу шанс. Однако отечественным производителям не следует медлить в этом направлении. На наш рынок приходят крупные зарубежные производители промышленных органорастворимых материалов, которые после того, как откроют здесь производство, будут не зарубежными, а отечественными. Я опасаюсь, что спустя какое-то время под импортозамещением будут подра* зумевать только замещение сырья для производства органорастворимых материалов. В течение двух лет этот шанс можно упустить.