Диоксид титана со склада в Москве

Нам доверяют
уже 25 лет

Постоянно на складе Низкие цены

Новости

15.04.2014
Новость хим.промышленности

АНАЛИЗ СОСТАВЛЕН ПО МАТЕРИАЛАМ АГЕНТСТВА МАРКЕТИНГОВЫХ РЕШЕНИЙ "КОНЦЕПТ ЦЕНТР"

Прошедший год был достаточно сложным для всей экономики России. Аналитики центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) отмечали устойчивую тенденцию к снижению темпов роста практически всех показателей как реального сектора, так и финансовых индикаторов, причем существенное замедление темпов произошло не с начала года. В первые месяцы 2013 г. еще были достаточно позитивные прогнозы, на уровне 3,5—4%, что было не намного ниже, чем в 2012 г. Однако реальная ситуация стала развиваться по другому сценарию, и к середине года темпы сильно снизились. По данным Росстата, рост российской экономики в 2013 г. замедлился до 1,3%, а промышленное производство в РФ в 2013 г. по сравнению с 2012 г. выросло всего на 0,3%. Снизилась и потребительская активность.

На этом фоне скромный рост объемов производства лакокрасочной отрасли в 2013 г. (на 2% по сравнению с 2012 г.) можно считать достижением отечественных предприятий. На лакокрасочном рынке в прошлом году произошло некоторое перераспределение ролей, лидеры снизили объемы, но существенно выросли некоторые компании среднего звена. Результаты работы первых 35 компаний представлены в таблице 1.

Как видно из представленных данных, ТОП 35 компаний в сумме показали отрицательный прирост, но в целом отрасль вышла на положительные результаты.

Среди компаний, не указанных в таблице 1, наибольший рост продемонстрировали «Новый дом» (31,5%), КАЗ «Вика» (57,4%), «Гатчинский завод порошковых красок» (29,0%), «Оргсинтез» (73,5%), а самое большое падение объемов производства — «Казанский пороховой завод» (-23,2%) и «Террако Восток» (-17,5%).

В прошлом году продолжилась тенденция, наметившаяся еще в 2012 г. — рост производства промышленных АКМ опережает рост декоративных (табл. 2).

ДЕКОРАТИВНЫЕ ЛКМ

Декоративные АКМ включают материалы ремонтно-строительного назначения для розничной продажи («сделай сам» — DIY), для продажи корпоративным клиентам и ЛКМ общего назначения.

Сегмент декоративных ЛКМ является самым большим сегментом рынка, где доход в большой степени зависит от состояния строительной отрасли и потребления краски на душу населения. В промышленно развитых странах в этом секторе превалируют воднодисперсионные краски. В России водно-дисперсион-ные ЛКМ в настоящее время занимают 45% рынка. Данные по производству декоративных ЛКМ за 3 последних года представлены в таблице 3.

Как следует из таблицы 2, падение в декоративном секторе оказало значительное влияние на снижение общего объема производства.

На сегодняшний день, по экспертным оценкам, около 20% рынка декоративных ЛКМ занимают материалы в средней ценовой нише, 61% — в нижней, а дорогие материалы удовлетворяют около 20% спроса (табл. 4).

Структура соотношения продаж декоративных ЛКМ в каждом ценовом сегменте в 2014 г. не претерпит особых изменений по сравнению с уровнем 2013 г. По прогнозам, к 2017 г. доля ЛКМ среднего ценового сегмента будет снижаться, доля дешевых материалов продолжит расти, сегмент дорогих материалов существенно не изменится.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ЛКМ

В секторе индустриальных ЛКМ наибольшую долю рынка занимают защитные материалы. Особенностью этого сегмента рынка является то, что она состоит из множества сегментов, причем каждый из них имеет свои факторы роста. Объемы выпуска по ТОП 30 предприятиям представлены в таблице 5.

ВОДНЫЕ И ОРГАНОРАЗБАВЛЯЕМЫЕ ЛКМ

Ужесточение законов в Европе и США заставляет компании переходить на более экологичные материалы, снижать содержание летучих органических соединений, шире внедрять порошковые и радиационно-отверждаемые материалы. Потребление последних в России не очень велико, в основном экологичные материалы представлены водно-дисперсионными АКМ. В нашей стране доля органоразбавляемых АКМ все еще превышает долю водных, особенно в сегменте индустриальных красок. Объемы производства по типу АКМ представлены в таблице 6.

Как видно из табл. 6, рост рынка обеспечили водные ЛКМ, хотя нельзя сказать, что у всех предприятий наблюдалось увеличение производства этих материалов. Например, у Мефферт продакшн, Сайвера и Декарта отмечена обратная ситуация.

ДИНАМИКА ЕМКОСТИ РЫНКА ЛКМ

В прошлом году динамика рынка продемонстрировала нетипичное поведение — в сезон продажи застопорились, а ноябрь оказался успешнее августа по сравнению с показателями 2012 г. Начало года в целом по отрасли было не очень обнадеживающим: в I квартале 2013 г. объемы производства снизились на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. В апреле и мае отставали незначительно (на 0,6 и 0,5% соответственно), и только в июне слегка (на 0,4%) показатели превзошли позапрошлый год. Не успело все наладиться и пойти в рост в июле, как в августе опять произошел спад с последующим подъемом в осенне-зимний период.

Вернемся к макроэкономическим показателям. Новый, 2014 г., начался не очень удачно. ВВП России по итогам января 2014 г. упал на 0,5% по сравнению с декабрем прошлого года с учетом календарного и сезонного факторов. В январе снизились, в том числе и объемы промышленного производства: в месячном выражении спад составил 1,8%, хотя ранее Росстат оценил снижение объемов промпроизводства в 1%. Минэкономразвития ожидает, что российская экономика выйдет из стагнации во II—III квартале. Как будет развиваться лакокрасочная отрасль? Вероятно, нас ожидает стагнация или спад, связанный с нарастающим финансово-экономическим кризисом.

В любом случае это означает обострение конкурентной борьбы, успех в которой зависит не только от состояния экономики в стране, но и от правильно выбранных стратегии развития и маркетинговой по литики.