Диоксид титана со склада в Москве

Нам доверяют
уже 25 лет

Постоянно на складе Низкие цены

Новости

25.09.2013
Новость хим.промышленности

Основная цель любого бизнеса - получение прибыли. И компании, реализующие диоксид титана, до 2012-го четко следовали этому принципу, коэффициент рентабельности при сбыте продукта был достаточно высокий. Но время сверхприбыли закончилось еще в прошлом году, когда рыночные цены стали поступательно снижаться. В начале 2013-го некоторые трейдеры реализовывали титан по ценам ниже закупочных. А прибыль от продаж в большинстве компаний стала стремиться к нулю. Реализация двуокиси из прибыльного бизнеса превратилась в низкомаржинальный, а, значит, число поставщиков должно уменьшиться.

О начале производства диоксида титана в России ходят легенды. Раз в два-три года российский рынок будоражат слухи о том, что производству в РФ быть. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Рынок двуокиси титана как был на 100% импортозависимым, так и остался. И поставки, как и 5-10 лет назад, осуществляют в основном трейдеры. И сейчас для них наиболее острым вопросом становится рентабельность бизнеса, поскольку, если цена будет снижаться, то многие мелкие компании, специализирующиеся на поставках этого продукта, будут вынуждены сменить сферу деятельности и отказаться от продаж белого пигмента.

ЭКСКУРС В ПРОШЛОЕ

В докризисное время продажи двуокиси титана приносили хороший доход. В 2007-м значительную долю на рынке занимал недорогой украинский диоксид титана, но в 2008-м она сократилась, а объемы европейского диоксида титана увеличились. Поскольку в РФ эксклюзивными правами на продажу украинских марок обладала одна компания, то на рынке появилось множество мелких трейдеров, которые расширили свой ассортимент за счет европейского и азиатского пигмента. Подорожавший украинский пигмент был частично вытеснен более качественным диоксидом титана европейских производителей, цена которого оставалась стабильной. Из-за кризиса 2008 года некоторые мировые производители закрыли свои заводы, что привело к уменьшению объемов диоксида титана на складах. В 2009 году девальвация рубля привела к подорожанию диоксида титана европейских производителей. Поскольку большинство контрактов на поставку украинской продукции заключалось в российских рублях, ее стоимость оказалась значительно ниже европейской. И многие потребители снова стали закупать украинский диоксид титана: продукт вернул свои лидирующие позиции. Однако, число трейдерских компаний возросло за счет тех, кто ввозил европейский пигмент.

НЕ СВЕТЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ

Вследствие кризиса бюджет строительного сегмента сократился значительно, и подрядчики были вынуждены закупать недорогую краску из дешевого сырья. Следовательно, доступный по цене украинский диоксид титана пользовался высоким спросом. В 2010 году основными поставщиками двуокиси титана на российский рынок были Украина и страны Европы. Альтернативой недорогому украинскому диоксиду титана стал продукт, ввозимый из Азии. Уже в середине года импорт из этого региона вырос. Сезон 2011-го на российском рынке диоксида титана ознаменовался небывалым дефицитом. Уже во П квартале спрос на диоксид титана был выше, чем объемы предложения. Возникший в разгар сезона 2011 года дефицит диоксида титана украинского, европейского и американского производства привел к увеличению доли азиатского сырья. Структура рынка изменилась. А количество трейдеров, стремящихся заработать на дефицитном рынке, - выросло, причем как минимум в два раза.

В начале 2012 года трейдеры, ожидая роста спроса, сформировали большие складские запасы пигмента. Однако рынок не оправдал их ожиданий. Спрос был низким, и трейдеры, стремясь минимизировать складские запасы, начали снижать цены или предоставлять скидки при продажах. Возникла ситуация, когда диоксид титана европейского производства можно было приобрести практически по тем же ценам, что и китайский. Профицит 2012 года был вызван снижением объемов потребления пигмента во всем мире на фоне роста его производства, который в свою очередь стал результатом дефицита белого пигмента, возникшего в 2011-м. Но несмотря на профицит и низкий спрос, трейдеров ввезших недорогой как китайский так и европейский белый пигмент в конце 2012-го не убавилось.

СТАНЕТ ЛИ ТИТАНОВЫЙ БИЗНЕС СНОВА ПРИБЫЛЬНЫМ

В сезон 2013 года стратегия ценообразования ведущих мировых производителей диоксида титана была направлена на увеличение стоимости пигмента после ликвидации профицита. Они неоднократно заявляли об изменении цен. Однако нетипичное начало сезона продаж, вызванное неблагоприятными погодными условиями, не позволило им поднять цены. Во II квартале основные потребители стали наращивать загрузку мощностей и, соответственно, увеличивать закупку двуокиси титана.

В связи с этим производители пигмента предприняли еще одну попытку поднять цену белого пигмента. Но девальвация рубля стала причиной отказа от второй попытки. Низкие цены и невысокий спрос на двуокись титана неза-медлили сказаться на числе игроков рынка.

Во II полугодии ситуация с ценами, скорее всего, не изменится, поскольку производство JTKM будет сокращаться, а удорожание двуокиси титана в конце сезона приведет только к сокращению его потребления. По итогам шести месяцев 2013 года объемы поставок пигмента на рынок РФ превышают показатели прошлого года на 9%. Можно предположить, что прирост объемов продаж в этом году превысит прошлогодние показатели. На фоне низкой стоимости двуокиси титана прибыль при его сбыте не будет значительной. Свои позиции на рынке сохранят - "DuPont", "Сумыхимпром" и "Крымский Титан", а также европейские и азиатские производители.

Сегодня основными вопросами для игроков рынка остается, когда цена двуокиси титана начнет расти и этот бизнес станет снова прибыльным. В нынешнем году конъюнктура российского рынка уже сформировалась, последнее слово осталось за производителями диоксида титана. Сейчас сложно прогнозировать, какую стратегию они выберут для регулирования ценообразования, но вектор уже намечен в сторону сокращения производства и увеличения стоимости.

На фоне сокращения потребления диоксида титана в Европе и Америке рынок РФ отличается неплохими перспективами для производителей двуокиси. Если сезон в 2014 году будет типичным, цены непременно вырастут, и титановый бизнес снова станет рентабельным. Вероятно, растущая рентабельность продаж станет причиной того, что некоторые торговые компании возобновят торговлю диоксидом. Но нужны ли они будут потребителям - вопрос спорный.